Новости Академии
Техники фехтования

Техника фехтования - шаги

Основным средством фехтовальных локомоций ( (фр. locomotion «передвижение» от лат. locō mōtiō «движение с места») ), является - "типовой («школьный») фехтовальный шаг".
Данный способ передвижения выполняется строго в «боевой стойке», поэтому качество «боевой стойки» напрямую влияет на все способы фехтовальных локомоций.

Типовой фехтовальный шаг выполняется в два! темпа, как вперёд, так и назад, и состоит из трёх двухопорных фаз, попеременно сменяемых двумя одноопорными фазами (без фазы полёта, как при скачках).

Шаг вперед применяется для сближения с противником и решения ряда тактических задач в подготавливающих действиях и в целях обороны.
Шаг назад используют для сохранения дистанции, отхода от противника, преимущественно в оборонительных действиях.

Способ выполнения шага вперёд.

На первый фехтовальный темп, из типовой фехтовальной стойки исполнитель разгибает колено впередистоящей ноги (в этот момент возникает одноопорная фаза) и сразу осуществляет постановку ноги на пятку (переходит в двухопорную фазу).
При выполнении типового (школьного) шага впередистоящая нога разгибается в коленном суставе полностью. Эта фаза шага называется "полушаг" и часто служит средством тактической игры, широко применяется как обманное движение иногда совместно с движением туловища.
Следует знать, что в момент выполнения первой одноопорной фазы (перестановки ноги) и в момент самого "полушага" (когда вес тела преимущественно находится на сзадистоящей ноге, сложно изменить направление своего движения и внимание исполнителя больше занято передвижением, следовательно, противник может использовать этот момент для выполнения своих атакующих действий.
На второй фехтовальный темп сзадистоящая нога выполняет толчок вперёд, перемещая корпус, и выполняется мгновенная перестановка стопы сзадистоящей ноги вперёд (вновь - одноопорная фаза), с принятием "боевой стойки" (вновь - двухопорная фаза), стопа впередистоящей ноги при этом плавным перекатом ставится с пятки на всю стопу целиком.
При этом если человек выполнял фехтовальный шаг из типовой стойки, он перемещается в пространстве вперёд на длину одной своей ступни (одного следа, т. е. на фут).

Способ выполнения шага назад.

При выполнении типового фехтовального шага назад, движение начинается с той же ноги, куда и осуществляется перемещение в пространстве.
На первом темпе сзадистоящая нога полностью разгибается в коленном суставе выпрямляясь назад и производится постановка стопы - сперва на подушку стопы (передний отдел), далее (сразу) на всю стопу (след) целиком (фото ).
На втором темпе исполнитель отталкивается согнутой в колене впередистоящей ногой, толкая и перемещая корпус назад и сразу после толчка отрывает стопу впередистоящей ноги и переставляет её назад также на длину одной своей ступни (при типовом шаге) восстанавливая "боевую стойку".

В зависимости от решаемых тактических задач, любой фехтовальный шаг может вариативно выполняется более длинным и более коротким по сравнению с типовым шагом. При длинных шагах, кроме разгибания ноги в коленном суставе может добавляться движение от бедра, увеличивая длину шага вместо одного своего фута на длину 1,5 стопы, а при выполнение коротких фехтовальных шагов колено шагающей ноги (т. е., с той с которой начинается движение) полностью не разгибается. Главное, чтобы после каждого шага, восстанавливалось базовое расстояние между стопами принято для типовой боевой стойки (длина в 1,5-2 ступни).

Наиболее частыми ошибками при выполнении фехтовального шага является:
1) общая скованность движения, вялые ноги;
2) посыл корпуса в сторону перемещения раньше выполнения движения ногами;
3) раскачивание корпуса перед шагом и при перестановке ног;
4) подъём корпуса (таза) на шаге вверх («вырастание» на ногах);
5) изменение базового расстояния между стопами в фазе «боевой стойки» и перекосы в расположении ступней при передвижениях;
6) шаркающий шаг, с волочением (скольжением) стопы по полу, а не с коротким отрывом в одноопорной фазе;
7) выполнение шага в три, а не в два фехтовальных темпа, т. е. с промежуточным положением на «полувыпаде»;
8) высокое поднимание стоп при шаге над поверхностью пола, сигнализирующее противнику о вашем передвижении (за исключением, когда это средство используется в тактических целях для провокации);
9) зажатость стопы сзадистоящей ноги при шаге, как вперёд, так и назад, т. е. отрыв и постановка стопы (следа) сзадистоящей ноги на пол сразу всем следом, а не через подушку (передний отдел) стопы;
10) «прыгающий шаг», когда линия плеч, а с ней и вооруженная рука имеют нарушения в горизонтальной линии.

В дальнейшем для приобретения легкости, эластичности, устойчивости, способности к шагам разной величины и быстроты, используются специальные упражнения:
- передвижения вперед и назад с эластичным высоким подниманием колен;
- то же с подскоками, следя за горизонтальным перемещением линии плеч и за энергичной работой мышц, осуществляющих сгибание пальцев;
- передвижение со сменой величины шагов (большой-маленький, маленький-большой, маленький-маленький-большой-маленький, большой-большой-маленький и т. д.);
- передвижения вперед и назад маленькими шагами, следя за четкой постановкой ступней на весь след, начиная с основания пальцев.

Тренируя и совершенствуя передвижения в боевой стойке, следует особое внимание уделить постановке сзадистоящей ноги, которая всегда должна быть энергичной и цепкой. Нужно помнить, что устойчивость и ловкость всех положений зависит от правильности и «чуткости» ног, которые как бы постоянно «щупают» опору. Можно рекомендовать специальные упражнения:
- при шагах вперед ударно переставлять ступню сзадистоящей ноги;
- при передвижениях вперед - так же следить за акцентированной подставкой под колено впередистоящей ноги, начиная подставку с основания пальцев на весь след ступни;
- многократно переставлять сзадистоящую ногу назад-вперед, следя за хорошим ощущением опорности;
- использовать прыжки в положении низкого следа в боевой стойке вперед-назад и в стороны и пр.

От качества передвижений зависит весь бой, способность к выполнению атакующих и защитных движений к продолжению схватки после неудачи первого движения и т. п. Поэтому тренировке передвижений, сначала без оружия, а затем с оружием, нужно уделять постоянное и пристальное внимание, стараясь улучшить их.
Л. Герентчер - один из основоположников знаменитой венгерской сабельной школы фехтования, говорил: «Время, потраченное на совершенствование боевой стойки и передвижений, никогда не проходит зря и всегда окупается впоследствии».