Запись на пробную тренировку
Заполните форму и мы с вами свяжемся для консультации и записи на занятие
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

А что это такое там, в фехтбухе?

Была изначальная задумка сделать этот ответ в форме видео, ибо иногда несколько минут живого действия показывают все куда яснее, чем несколько страниц словесного описания. И от задумки этой я не откажусь – как и от самой затеи «посмотри на иллюстрацию и попробуй понять, что тут, зачем и что будет потом». На мой взгляд, это – пусть и на самом минимально-корректном, дилетантском уровне, – все же можно считать попыткой приобщиться к изучению фехтовальных манускриптов, отражающих развитие фехтования определенной традиции (школы, мастера) в рассматриваемый период времени. А если кто-то, в своих поисках ответа на вопрос «как же фехтовали мастера прошлого», пойдет дальше такой вот забавной игры и начнет изучать фехтбухи серьезно – я буду только рад. Пока же, отложив формат видеоответа до того случая, когда это будет действительно неизбежно, я предлагаю вам данный текст.
Когда в одной сетевых дискуссий я увидел рассматриваемую иллюстрацию (см. прикрепленное изображение), меня заинтересовало действие, выполняемое бойцом справа (что я и отметил изначально, сфокусировав свой интерес именно на нем). Заинтересовало тем, что, как было указано в той же дискуссии, это защитное действие, именуемое в традиции Лихтенауэра «Корона»... Да вот только какая-то странная. По крайней мере – для меня. Я решил попробовать разобраться, а заодно предложил сделать это своим одноклубникам – по мере желания каждого. Ну, а что: и интересно, и полезно. Кроме «своих», это заметили и другие коллеги – и так пошло-поехало...) Но вернемся к иллюстрации.

Взята она из фехтбуха весьма примечательного. Можно даже сказать – неоднозначного. И не упомянуть об этом при попытке познакомиться с ним значило бы умолчанием толкать в неверную сторону. Принадлежит данный фехтовальный трактат Паулю Гектору Майру (нем. Paul Hector Mair, 1517 – 1579 гг.), который... сам не являлся мастером фехтования. Он был чиновником (казначеем) в городе Аугсбурге – «столице» немецкой фехтовальной традиции, увлеченным любителем этого занятия (которому обучался в юности) и собирателем различных фехтовальных знаний, но не фехтмейстером.

Между тем, Майр считал, что «истинные» боевые искусства ныне приходят в упадок (да-да, уже тогда!..) и смотрел на это, как на трагедию. Он стремился сделать все возможное для того, чтобы известная ему фехтовальная культура сохранилась и перешла к потомкам в как можно более полном виде, для чего затеял очень серьезный и дорогостоящий проект: подготовку собственного обширного трактата. В манускрипте рассматривается работа с различным холодным оружием, таким, как длинный меч, дюссак, шест, копье, алебарда, кинжал, коса, серп и цеп (привет будзюцу)). Также он включает технику рукопашного, верхового боя, работы в доспехах. К этой работе Майр привлек двух профессиональных фехтмейстеров (чьи имена до нас не дошли) и известного художника Йорга Броя младшего. Именно последнему мы обязаны столь точными – вплоть до деталей хвата рукояти или нюансов постановки ног, – да и просто красивыми гравюрами.

На этот свой проект, а также на коллекционирование книг (и просто «жизнь на широкую ногу»), Майр тратил куда больше, чем имел доход. Это привело его к порочной практике залазить в казну родного города – на чем он и попался (не обошлось без доносителя), был осужден, приговорен к смертной казни и повешен. Но цели своей Майр, как мы видим, достиг. Ибо фехтбух его имени не просто дошел до нас, но и содержит в себе ряд техник, рассматриваемых в других манускриптах менее подробно, либо же не рассматриваемых вообще. Мы же, благодаря деятельности Майра, имеем возможность знакомиться со всем этим.

Переходя, собственно, к разбору ситуации, сперва рискну предложить вашему вниманию то развитие событий, которое возникло в моей голове при первом – и специально не подкрепленном чтением оригинального текста – взгляде на гравюру.

Я не стал пытаться угадывать изначальные позиции обоих бойцов – но было очевидно, что из них оба они шагнули навстречу друг другу: тот, что слева (в красном) – с вертикальным оберхау (рубящий удар сверху-вниз) в голову; тот, что справа – с той самой «Короной». Так возникло изображенное на гравюре соединение. К слову: был вопрос о том, у кого же тут «Vor» («До», или «Перед»): согласно традиции Лихтенауэра, это некий комплекс условий в течение поединка, когда «твой противник вынужден реагировать на твое действие, вынужден парировать твой удар» (Петер фон Данциг. От себя добавлю: «и, не будучи склонен к суициду, тем более вряд ли может тебя атаковать»). Так вот: здесь мы видим соединение, а при соединении ситуация боя приходит к «Indes» («Тотчас», «В данный момент»): «Но если вы хотите изменить ситуацию с ним в До и быть в До сами, ваш путь будет лежать через Тотчас. В Тотчас есть соединение, а в соединении есть Сильное и Слабое». Впрочем, не буду тут углубляться в эти весьма высокие материи немецкой школы – просто прикреплю отдельный текст об этом для тех, кому захочется разобраться.

Решив, что это «история про синего», я увидел следующее развитие его действий, в случае успеха приводящее его к чистой победе. Поскольку клинок его противника в данный момент находится над его клинком, т. е. возник момент «контроля оружия», для безопасного разрыва этого соединения бойцу в синем нужно начать с перемещения, шагнув сзади стоящей (правой) ногой вправо (для себя), задав диагональ. В этот момент ему нужно отпустить удержание «Короны» левой рукой, тем самым «слив» клинок оппонента, оставшегося в центральной линии, вниз – и, заканчивая уход в диагональ приставлением левой ноги, одновременно с этим нанести диагональный рубящий удар справа – налево (опять же, относительно себя), на подлете клинка к цели перехватив рукоять уже обеими руками. Как видите, я мыслил примерно в том же направлении, что и многие из вас.

И я ошибался) Начиная с того, что это история не «про синего», а «про красного». Но теперь, наконец, я замолчу и предоставлю слово автору фехтбуха: сперва на немецком (если кто захочет перевести фрагмент лично), а затем на русском. За предоставленный разобранный, «машинописный» текст я благодарю господина Йобура, за перевод на русский – Сергея Кондратюка.

«Первая техника в Короне.
Случается, что ты сближаешься против "Короны". Ударь его длинным лезвием по макушке так, чтобы правая твоя нога стояла впереди. Если он отбивает это при помощи Короны, то вшагивай при помощи левой ноги, вновь поражай ударом и обкручивай острие своего оружия в его грудь. Если он смещает твое острие в сторону, также вновь при помощи Короны, иди правой своей ногой наружу, а левой своей рукой захватывай свой клинок посередине, и мощно коли в его лицо. Если идет за тобой для парирования этого, тогда шагай своей левой ногой к правой его стороне и наноси укол в его мошонку. Если ты осознаешь, что тебе наносят подобный укол в мошонку и стоишь с левой своей ногой впереди в Короне, то смести его в сторону посредством Короны, шагай кнаружи правой своей ногой, и острием коли в его лицо. Если он отбивает это, то ударь его крестовиной в голову».

Добавлю лишь, что для понимания некоторых слов и фраз, встречающихся в этом фрагменте, может потребоваться отдельное знакомство с ними: например, с описанием техники «обкручивания» («Winden»). А теперь – за мечи и в зал, пробовать и практиковать!)

Буду рад, если не только моих одноклубников, но и кого-то еще заинтересует такое вот «игривое» знакомство с фехтбухами) Спасибо.

04 февраля / 2017
Made on
Tilda